Регистрация
Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова
Николай Гаврилович Чернышевский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://oksana-motova.ru/
ЯКласс
Фоксфорд
НИРО
Единый урок.РФ
Меташкола
Высшая школа
МГУ
Библиотека МЭШ
Инфоурок
Рыбаков Фонд
Олимпиада .ру
НС портал
100
Живая классика
Высшая школа делового администрирования
Единое окно образовательных ресурсов
СУНЦ МГУ
Сейчас на сайте: 1

Проект урока по русскому языку в 6 классе

«Разносклоняемые имена существительные»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Тип урока: урок-исследование.

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Цель урока: формирование умения правильного склонения и написания падежных окончания разносклоняемых имен существительных средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

  1. Повторить три склонения имен существительных и их падежные формы в безударных позициях
  2. познакомить учащихся с таким понятием как разносклоняемые имена существительные;
  3. определить особенности их склонения и отличительные черты склоняемых по одному принципу существительных;
  4. содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;
  5. развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;
  6.  формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;
  7. прививать интерес к родному языку.

 

Оборудование:

  1. Доска меловая.
  2. Раздаточный материал (нарисованные семена)
  3. Интерактивная доска.
  4. Компьютерная презентация в формате Power Point.
  5. Учебник по русскому языку.
  6. Словари фразеологизмов (по количеству команд)
  7. Документокамера
  8. Горшок с почвой
  9. Чистые листы бумаги
  10. Фломастеры

План урока.

  1.  Организационный момент.Приветствие (слайд 1)
  2.  Постановка цели урока. (слайд2)

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение такой части речи как существительное. За хорошую работу вы будете получать вот такие вот семена за хорошую работу, а кто получит их больше всех по итогам, сможет торжественно их посеять и вырастить свое древо Знаний.

- А кто мне скажет, какие постоянные и непостоянные признаки есть у имени существительного? (дети отвечаю, далее появляется слайд 3 с правильными ответами) (слайд 3)

- (слайд 4) демонстрирует распутье из 3 дорог, символизирующих 3 склонения существительных. Неожиданно на экране появляется четвертая ветка- разносклоняемые существительные.

Стук в дверь. Вносят письмо, которое сразу через документокамеру демонстрируется на экран(слайд 5)

Падеж

Склонение

  
 

2-е

3-е

???

И.

Город

мышь

имя

Р.

Города

мыши

имени

Д.

Городу

мыши

имени

В.

Город

мышь

имя

Т.

Городом

мышью

именем

П.

О городе

о мыши

об имени

- Что за ребус зашифрован здесь? (учитель ждет ответа учащихся). Если ответа не звучит, подсказывает.

-Что общего и различного вы заметили в окончаниях данных существительных? Какую закономерность можно вывести?

- Мы с вами попытаемся определить, в чем же уникальность таких слов и их непохожесть ни на одно известное нам склонение.

2. Чистописание.

- Давайте откроем ваши тетради и запишем число и тему урока.

- Посмотрите на экран, отгадайте ребус? (слайд 6) (зашифрованные слова- разносклоняемые существительные). Дети называют их и записывают в тетрадь.

Но есть такие существительные, у которых невозможно определить склонение по окончаниям (слайд 7), на котором демонстрируются слова на –МЯ и слово ПУТЬ с рисунками.

-Но для начала мы должны дать толкования этим словам (слайд 8), выводятся статьи из Толкового словаря с иллюстрациями

- Вы большие молодцы! Вы любите открывать что-то новое? Давайте попробуем разобраться, что же объединяет все слова ребуса, возможно, это как-то связано с таинственным письмом, и именно там мы найдем разгадку (дети отвечают).

3. Исследование.

Какие существительные относятся к разносклоняемым?

Какого они рода?  Почему они называются разносклоняемыми?

Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?

Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?

-Ребята, перед вами стихотворение с пропущенными словами. Какие же слова здесь спрятались? Можно ли его восстановить при помощи изученных нами слов? Давайте попробуем.( Слайд 9)

Учитель наизусть читает стихотворение, на месте пропуска хлопает в ладоши вместе с детьми и произносить нужное разносклоняемое существительное.

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.

 Творческое задание ( работа в группах). А сейчас мы с вами вспомним изученную вами тему «Фразеология», оббъединившись парами.

Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание:  Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом  предложение, а также проиллюстрируйте фразеологизм. Можно распределить роли.

 

Убивать время,  без роду и племени, со времен царя Гороха,  гори оно ясным пламенем Называть вещи своими именами, сеять семя раздора

В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю.

Проверка

 

-А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно. Предлагаю вам  выполнить задание на карточках. Не забываем про наши судо-семена.

Взаимопроверка (работа в парах)

 

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Тратить зря время, занимать много времени, в пламени костра, много  семян, подарок дикому племени, нога в стремени, называть ласково по имени, подъем почетного знамени, дорожить своим временем, письмо на моё имя, посадить семена в почву, счастливого пути.

 

Взаимопроверка в парах

-Есть ли среди вас те, кто абсолютно верно написал все слова, без ошибок?

-С 1-2 ошибками ?

-С тремя ошибками?

-Молодцы, мы очень плодотворно поработали!

4. Итоги урока. Домашнее задание.

- Ну вот, дорогие дети, наша работа подошла к концу. Вы славно потрудились (слайд 10)

- Скажите, пожалуйста, к каким выводам мы пришли и что же скрывалось под знаками вопроса в том загадочном письме?

- В качестве домашнего задания необходимо записать 10 пословиц с разносклоняемыми существительными, определить у них падеж и выделит окончание.

-Давайте подсчитаем наши семена. У кого больше всех? Учитель торжественно вносит горшок с землей, куда ребенок-победить по числу семян сможет посадить свои семечки.

(слайд 11) демонстрирует рост могучего дерева, дети хлопают.