Регистрация
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу
Уильям Теккерей
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://oksana-motova.ru/
ЯКласс
Фоксфорд
НИРО
Единый урок.РФ
Меташкола
Высшая школа
МГУ
Библиотека МЭШ
Инфоурок
Рыбаков Фонд
Олимпиада .ру
НС портал
Живая классика
Высшая школа делового администрирования
МБОУ "Школа №115"
Открытый урок
Федеральное государственное бюджетное научное учреждени
Специализированный учебно-научный центр (факультет) — ш
Сейчас на сайте: 9

Проект урока по русскому языку в 6 классе

«Разносклоняемые имена существительные»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Тип урока: урок-исследование.

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Цель урока: формирование умения правильного склонения и написания падежных окончания разносклоняемых имен существительных средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

  1. Повторить три склонения имен существительных и их падежные формы в безударных позициях
  2. познакомить учащихся с таким понятием как разносклоняемые имена существительные;
  3. определить особенности их склонения и отличительные черты склоняемых по одному принципу существительных;
  4. содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;
  5. развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;
  6.  формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;
  7. прививать интерес к родному языку.

 

Оборудование:

  1. Доска меловая.
  2. Раздаточный материал (нарисованные семена)
  3. Интерактивная доска.
  4. Компьютерная презентация в формате Power Point.
  5. Учебник по русскому языку.
  6. Словари фразеологизмов (по количеству команд)
  7. Документокамера
  8. Горшок с почвой
  9. Чистые листы бумаги
  10. Фломастеры

План урока.

  1.  Организационный момент.Приветствие (слайд 1)
  2.  Постановка цели урока. (слайд2)

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение такой части речи как существительное. За хорошую работу вы будете получать вот такие вот семена за хорошую работу, а кто получит их больше всех по итогам, сможет торжественно их посеять и вырастить свое древо Знаний.

- А кто мне скажет, какие постоянные и непостоянные признаки есть у имени существительного? (дети отвечаю, далее появляется слайд 3 с правильными ответами) (слайд 3)

- (слайд 4) демонстрирует распутье из 3 дорог, символизирующих 3 склонения существительных. Неожиданно на экране появляется четвертая ветка- разносклоняемые существительные.

Стук в дверь. Вносят письмо, которое сразу через документокамеру демонстрируется на экран(слайд 5)

Падеж

Склонение

  
 

2-е

3-е

???

И.

Город

мышь

имя

Р.

Города

мыши

имени

Д.

Городу

мыши

имени

В.

Город

мышь

имя

Т.

Городом

мышью

именем

П.

О городе

о мыши

об имени

- Что за ребус зашифрован здесь? (учитель ждет ответа учащихся). Если ответа не звучит, подсказывает.

-Что общего и различного вы заметили в окончаниях данных существительных? Какую закономерность можно вывести?

- Мы с вами попытаемся определить, в чем же уникальность таких слов и их непохожесть ни на одно известное нам склонение.

2. Чистописание.

- Давайте откроем ваши тетради и запишем число и тему урока.

- Посмотрите на экран, отгадайте ребус? (слайд 6) (зашифрованные слова- разносклоняемые существительные). Дети называют их и записывают в тетрадь.

Но есть такие существительные, у которых невозможно определить склонение по окончаниям (слайд 7), на котором демонстрируются слова на –МЯ и слово ПУТЬ с рисунками.

-Но для начала мы должны дать толкования этим словам (слайд 8), выводятся статьи из Толкового словаря с иллюстрациями

- Вы большие молодцы! Вы любите открывать что-то новое? Давайте попробуем разобраться, что же объединяет все слова ребуса, возможно, это как-то связано с таинственным письмом, и именно там мы найдем разгадку (дети отвечают).

3. Исследование.

Какие существительные относятся к разносклоняемым?

Какого они рода?  Почему они называются разносклоняемыми?

Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?

Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?

-Ребята, перед вами стихотворение с пропущенными словами. Какие же слова здесь спрятались? Можно ли его восстановить при помощи изученных нами слов? Давайте попробуем.( Слайд 9)

Учитель наизусть читает стихотворение, на месте пропуска хлопает в ладоши вместе с детьми и произносить нужное разносклоняемое существительное.

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.

 Творческое задание ( работа в группах). А сейчас мы с вами вспомним изученную вами тему «Фразеология», оббъединившись парами.

Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание:  Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом  предложение, а также проиллюстрируйте фразеологизм. Можно распределить роли.

 

Убивать время,  без роду и племени, со времен царя Гороха,  гори оно ясным пламенем Называть вещи своими именами, сеять семя раздора

В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю.

Проверка

 

-А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно. Предлагаю вам  выполнить задание на карточках. Не забываем про наши судо-семена.

Взаимопроверка (работа в парах)

 

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Тратить зря время, занимать много времени, в пламени костра, много  семян, подарок дикому племени, нога в стремени, называть ласково по имени, подъем почетного знамени, дорожить своим временем, письмо на моё имя, посадить семена в почву, счастливого пути.

 

Взаимопроверка в парах

-Есть ли среди вас те, кто абсолютно верно написал все слова, без ошибок?

-С 1-2 ошибками ?

-С тремя ошибками?

-Молодцы, мы очень плодотворно поработали!

4. Итоги урока. Домашнее задание.

- Ну вот, дорогие дети, наша работа подошла к концу. Вы славно потрудились (слайд 10)

- Скажите, пожалуйста, к каким выводам мы пришли и что же скрывалось под знаками вопроса в том загадочном письме?

- В качестве домашнего задания необходимо записать 10 пословиц с разносклоняемыми существительными, определить у них падеж и выделит окончание.

-Давайте подсчитаем наши семена. У кого больше всех? Учитель торжественно вносит горшок с землей, куда ребенок-победить по числу семян сможет посадить свои семечки.

(слайд 11) демонстрирует рост могучего дерева, дети хлопают.