Проект урока по русскому языку в 6 классе
«Разносклоняемые имена существительные»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тип урока: урок-исследование.
Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»
Цель урока: формирование умения правильного склонения и написания падежных окончания разносклоняемых имен существительных средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи урока:
- Повторить три склонения имен существительных и их падежные формы в безударных позициях
- познакомить учащихся с таким понятием как разносклоняемые имена существительные;
- определить особенности их склонения и отличительные черты склоняемых по одному принципу существительных;
- содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;
- развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;
- формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;
- прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
- Доска меловая.
- Раздаточный материал (нарисованные семена)
- Интерактивная доска.
- Компьютерная презентация в формате Power Point.
- Учебник по русскому языку.
- Словари фразеологизмов (по количеству команд)
- Документокамера
- Горшок с почвой
- Чистые листы бумаги
- Фломастеры
План урока.
- Организационный момент.Приветствие (слайд 1)
- Постановка цели урока. (слайд2)
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня мы с вами продолжим изучение такой части речи как существительное. За хорошую работу вы будете получать вот такие вот семена за хорошую работу, а кто получит их больше всех по итогам, сможет торжественно их посеять и вырастить свое древо Знаний.
- А кто мне скажет, какие постоянные и непостоянные признаки есть у имени существительного? (дети отвечаю, далее появляется слайд 3 с правильными ответами) (слайд 3)
- (слайд 4) демонстрирует распутье из 3 дорог, символизирующих 3 склонения существительных. Неожиданно на экране появляется четвертая ветка- разносклоняемые существительные.
Стук в дверь. Вносят письмо, которое сразу через документокамеру демонстрируется на экран(слайд 5)
Падеж | Склонение | ||
2-е | 3-е | ??? | |
И. | Город | мышь | имя |
Р. | Города | мыши | имени |
Д. | Городу | мыши | имени |
В. | Город | мышь | имя |
Т. | Городом | мышью | именем |
П. | О городе | о мыши | об имени |
- Что за ребус зашифрован здесь? (учитель ждет ответа учащихся). Если ответа не звучит, подсказывает.
-Что общего и различного вы заметили в окончаниях данных существительных? Какую закономерность можно вывести?
- Мы с вами попытаемся определить, в чем же уникальность таких слов и их непохожесть ни на одно известное нам склонение.
2. Чистописание.
- Давайте откроем ваши тетради и запишем число и тему урока.
- Посмотрите на экран, отгадайте ребус? (слайд 6) (зашифрованные слова- разносклоняемые существительные). Дети называют их и записывают в тетрадь.
Но есть такие существительные, у которых невозможно определить склонение по окончаниям (слайд 7), на котором демонстрируются слова на –МЯ и слово ПУТЬ с рисунками.
-Но для начала мы должны дать толкования этим словам (слайд 8), выводятся статьи из Толкового словаря с иллюстрациями
- Вы большие молодцы! Вы любите открывать что-то новое? Давайте попробуем разобраться, что же объединяет все слова ребуса, возможно, это как-то связано с таинственным письмом, и именно там мы найдем разгадку (дети отвечают).
3. Исследование.
Какие существительные относятся к разносклоняемым?
Какого они рода? Почему они называются разносклоняемыми?
Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?
Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?
-Ребята, перед вами стихотворение с пропущенными словами. Какие же слова здесь спрятались? Можно ли его восстановить при помощи изученных нами слов? Давайте попробуем.( Слайд 9)
Учитель наизусть читает стихотворение, на месте пропуска хлопает в ладоши вместе с детьми и произносить нужное разносклоняемое существительное.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.
Творческое задание ( работа в группах). А сейчас мы с вами вспомним изученную вами тему «Фразеология», оббъединившись парами.
Раздаются карточки с заданиями для групп.
Задание: Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом предложение, а также проиллюстрируйте фразеологизм. Можно распределить роли.
Убивать время, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным пламенем Называть вещи своими именами, сеять семя раздора
В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю.
Проверка
-А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно. Предлагаю вам выполнить задание на карточках. Не забываем про наши судо-семена.
Взаимопроверка (работа в парах)
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.
Тратить зря время, занимать много времени, в пламени костра, много семян, подарок дикому племени, нога в стремени, называть ласково по имени, подъем почетного знамени, дорожить своим временем, письмо на моё имя, посадить семена в почву, счастливого пути.
Взаимопроверка в парах
-Есть ли среди вас те, кто абсолютно верно написал все слова, без ошибок?
-С 1-2 ошибками ?
-С тремя ошибками?
-Молодцы, мы очень плодотворно поработали!
4. Итоги урока. Домашнее задание.
- Ну вот, дорогие дети, наша работа подошла к концу. Вы славно потрудились (слайд 10)
- Скажите, пожалуйста, к каким выводам мы пришли и что же скрывалось под знаками вопроса в том загадочном письме?
- В качестве домашнего задания необходимо записать 10 пословиц с разносклоняемыми существительными, определить у них падеж и выделит окончание.
-Давайте подсчитаем наши семена. У кого больше всех? Учитель торжественно вносит горшок с землей, куда ребенок-победить по числу семян сможет посадить свои семечки.
(слайд 11) демонстрирует рост могучего дерева, дети хлопают.